Двенадцать вспышек юмора

В Кстове прошёл 12-й фестиваль «Русский смех»

«Российский писатель» от 18 ноября 2019 года

Читать статью на сайте издания.

АЛЕКСАНДР БОБРОВ, секретарь
Союза писателей России.
Ноябрь. Предзимье. Но из мрака
В Заволжье вижу я звезду.
Двенадцать знаков Зодиака,
Двенадцать месяцев в году.

Пусть без особенных регалий,
Но свой ребёнок - лучше всех.
Двенадцать Кстовских фестивалей,
Двенадцать вспышек… Русский смех.

Полку почётных гостей и попечителей фестиваля имени Евгения Нефёдова — прибыло: в их число на первом открытом заседании оргкомитета и гостей праздника традиционный шарф с зайцами был повязан поэтессой и сотрудницей Нижегородского центра писателей Маргаритой Шуваловой — председателю Союза писателей России Николаю Иванову, а потом началось формирование программы гала-концерта во Дворце культуры нефтехимиков рабочего города Кстова. Кто-то порой обижается, что мы прослушиваем даже опытных эстрадных бойцов, даём рекомендации. А сегодня как без этого? Приходится жить в таком информационно-культурном поле, где по сценам государственных театров актёры хотят голышом и матерятся, вызывающе поедают фекалии, где на ТВ все юморные программы крутятся вокруг сальных анекдотов ниже пояса. Да, Чехов был прав, когда заметил: «Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью». Но мы не в курортной Юрмале, а в Кстове — теперь на гала-концерт в переполненный зал идут семьями, ученики порой сидят рядом с учителями, как и днём, на 15-ти выступлениях в разных учебных заведениях. Недаром Олег Захаров — председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля иронической поэзии «Русский смех», председатель Нижегородского городского отделения Союза писателей России особо подчеркнул: «Фестиваль выполняет очень важную просветительскую работу — дает возможность детям в библиотеках, школьникам и студентам в техникумах и колледжах вживую пообщаться с современными литераторами, услышать произведения современных поэтов в авторском исполнении, понять, что существует настоящий поэтический юмор, который разительно отличается от псевдо-юмора того же Евгения Петросяна, Сергея Слепакова или «Уральских пельменей»…». Да, такие примеры заразительны, вкусы не только зрительские, но и авторские — портятся. Но планку надо держать.
Журналист и пародист Захаров справедливо продолжает: «Надо сказать, что в России проводится немало поэтических конкурсов и фестивалей. Большинство из них поддерживается государственной властью и местным самоуправлением. Но когда речь заходит о поэзии сатирической или юмористической, власть делает вид, что это направление литературы не серьезное, и тратить на него бюджетные деньги расточительно. Потому что понимает, что объектом насмешек и уколов в первую очередь будет именно она — власть. Кстати, зачастую поделом. Наверное, поэтому в Кстовском районе местные чиновники уже второй год не выделяют финансовые средства на проведение Всероссийского фестиваля иронической поэзии «Русский смех», который проходит ежегодно с 2007 года». Но энтузиасты — изыскивают средства и действующие предприятия — помогают: компания «Лукойл» и «РусВинил».
Но не только чиновники недолюбливают юмор и сатиру, порой даже работники культуры и хранители книги теряют здравый рассудок от оголтелой пропаганды «европейских ценностей». Смешной и вопиющий случай: Николай Симонов — работяга и замечательный поэт из Сормово написал в «Балладе о голубом парламенте» совершенно очевидное:

Хочу сказать я парижанам:
Закон бесплоден, господа!
От мамы Пьера с папой Жаном
Детей не будет никогда.

И вдруг получил анонимную отповедь аж от целой библиотечной системы: «Стихи Николая Симонова, к примеру «Баллада о голубом парламенте», не воспитывают Б ЛЮДЯХ толерантность, уважение к правам и свободам гражданина, и вообще — крайне далеки от базовых ценностей современности…». (Сайт методико-библиографического отдела МБУК «МЦБС» Шарангского муниципального района.) О как! Диву даёшься: неужели ЭТО для нижегородской лесной глухомани, где живут русские и мордва — базовая ценность? Пришлось Симонову напечатать в альманахе открытый ответ: «Баллада о толерантности», в которой он больше на авторитет свой давил:

Где русский дух ещё не вымер,
Мне уваженье и приют.
Меня Иваново, Владимир,
Рязань и Питер признают.
От земляков в любом районе
Мне пониманье и привет,
И лишь в Шарангском регионе
Я - отвратительный поэт.

Но меня-то другое ошарашило. Недавно состоялся Всемирный Русский Народный Собор по теме «Народосбережение — настоящее и будущее России». Возвращение «русского креста» вымирания — тема набатная. Ускоряющуюся убыль населения России вяло отметила Счетная палата РФ, анализируя ход исполнения федерального бюджета 2019 года. На первое сентября постоянное население России составило 146,7 миллиона человек, что на 52,5 тысячи человек меньше, чем в начале года. В райцентре Шаранга в 1979 году проживало 17 287 жителей, в перестройку, Б 1989 году — 14 985, а в 2017 году — всего 11 825 человек. Вымирает Шаранга-то: в 2016 году родилось 169 малышей, но произошло увеличение смертности — 193 человека. Вот до чего грустная демография, а у них — вона какие «базовые ценности»! Так пусть хоть ироничный поэт на проявление «цивилизованной» дурости напомнит, если на государственном уровне — некому… Это типичное и печальное явление запечатлел ветеран поэтического цеха из Кстова Сергей Метнёв:

Дом - полная чаша. Глядь,
И в нём посетлась досада:
Некого, некого брать
Вечером из детсада…

И толерантность бывает разная, в этом случае я вспомнил определение толерантности медицинской — это неспособность организма сопротивляться инородному телу. Медики предупреждают: полная толерантность ведёт к быстрой гибели организма. Наверное, нам такую и навязывают в идеологии, но ей противостоит русская по духу литература, в том числе ироничная. Пока ещё не так, как предрёк Николай Астафьев из Санкт-Петербурга в «Гротеске», но движется к тому:

Лес вырублен. Одни газеты
шуршат устало по земле.
Все умерли. Одни поэты
вздыхают о добре и зле.

Вздыхается, конечно, легче под баян дебютантки-северянки Валентины Царёвой или гитару постоянного участника и лауреата фестиваля Владимира Митрофанова — уроженца Балахны, который с огромным успехом поёт песню о дебильно-инфантильном сорокалетием представителе века Интернета:

В семнадцать лет Жанна Д'Арк 
С боем взяла Орлеан,
А в тридцать Эрих Мария Ремарк 
Закончил известный роман,
Проспер Мериме и Гюстав Флобер,
И даже Эмиль Золя…
И всех их мать мне ставит в пример,
А я? А что же я?
А я играю в танчики,
Сраженья нелегки,
Играю на диванчики,
Ив бой веду полки…

Да, а Владимир Даль любил русскую поговорку: «Слово полки водит». Куда их вести сегодня? — нет ведь поставленных целей и понятных идей. Недаром обладатель «Золотого зайца» Станислав Овечкин из Москвы бесхитростно прочитал:

Экстрасенс, срывая все покровы, 
Угодить клиентам не пытался: 
Говорил, что будет всё хреново, 
И при этом редко ошибался!

И люди понимающе смеялись. Как и над остроумными стихами Александра Кукушкина из Озёрска Челябинской области, который тонко чувствует русский язык, метко запечатлевший странное разделение:

Говорят «пахать, как лошадь».
Здесь намёк на женский род.
С мужиками всё похоже,
Но чуть-чуть наоборот…
В череде примеров дивных
Про работу и про труд:
Мощность — в силах лошадиных,
Ане в конских. Кони мрут…

Да, многое держится на женщинах, вот и на фестивале блеснули остроумием, честностью и дерзостью Диана Кан из Оренбурга, Татьяна Кормилицына из Москвы и Инна Кожевникова из Зеленограда, которой вручили «Серебряного зайца». Всех участников фестиваля в блестящем сценичном представлении нижегородца Вячеслава Карташова — и не перечислишь. Главное, что сложился костяк фестиваля, тянутся к нему новые участники из ближних и дальних краёв, живут добрые русские традиции. Редкость в мире информационно-растленной юморной политики!

admin3
Оцените автора
русский смех
Добавить комментарий