Ирония и слёзы по поводу…

Пресса
Газета «Росписатель» от 19 ноября 2023 года

Читать статью на сайте газеты «Росписатель»

Мысли после 14-го фестиваля «Русский смех» в Кстове

В мрачную предзимнюю пору яркий 14-й фестиваль «Русский смех» в Кстове на Волге иронично и промыслительно совпал с 9-м Международным культурным форумом в Санкт-Петербурге на Неве. А в чём ирония? – может удивиться не посвящённый читатель. А в том, что устроители питерского пышного мероприятия так описывают его цели. «В новом, стремительно меняющемся мире, это событие станет площадкой для обсуждения самых актуальных мировоззренческих вопросов, а также местом, где рождаются новые идеи и проекты». Люди добрые, вы можете себе представить, чтобы в России – стране Слова — какие-то мировоззренческие вопросы и новые идеи рождались ВНЕ и без всякого участия литературы?

Приехал из Нижнего Новгорода, из Кстова — отделения Союза писателей там курирует (пусть плохо) министерство культуры. Но это же – дикость! На местах — департаменты культуры якобы управляют литературой, а на федеральном уровне – рулит тусовочный департамент Владимира Григорьева в минцифре. Ну, сколько можно? Убеждён, что надо провести учёт хотя бы наших структур подчинения, нарисовать эту кособокую картину и снова писать президенту России от высокого собрания 8 декабря в честь 65-летия Союза писателей России! Хоть на министерство культуры во главе с Ольгой Любимовой – тоже надежды мало, но хоть какая-то логика должна присутствовать!

Председатель комитета по культуре Государственной Думы Елена Ямпольская в Питере на встрече с президентом подняла лишь одну, но важнейшую тему – защиту русского языка от бездумного и наглого иностранного вторжения, «потому что русский язык — это, конечно, и душа, и основа русской культуры». И сама Ямпольская это прекрасно знает, как и то, что в традициях русской сатирической литературы, иронической поэзии – бичевать и вышучивать тех, кто раболепствует перед иностранными словечками или коверкает родной язык.

Тут, в частности, целый пласт эпиграмм и пародий, который с блеском пополняет, например, Олег Захаров – председатель оргкомитета фестиваля «Русский смех». Я однажды даже попросил его подключиться онлайн к нашему студенческому конкурсу, чтобы он прочитал несколько обличительно-аналитических пародий, преподнёс неучам урок.

Но в данном альманахе он выступил даже с политико-пародийной публицистикой.

УЕХАВШИМ
Мои сыновья не пойдут убивать –
Я спрячу их в чащу, в подвал, под кровать…
Татьяна Вольтская* (Санкт-Петербург – Тбилиси)

Её сыновья не пойдут на войну.
Другие пускай защищают страну.
И правда – она же не дура!
И что, что страна ей известность дала,
Бесплатные книги стихов без числа,
Диплом института культуры?

…Теперь между нами и Терек, и Ларс.
Ребята воюют. Воюют без вас.
И звуки Победы всё чаще.
Они победят и вернутся с войны,
Но вам не откроют границы страны.
Ваш дом под кроватями.
В чаще.


А ещё Олег написал хлёсткое вступление к самому сборнику «Русский смех-23». Там он нелицеприятно высказался по поводу многих каналов выхода сатиры и юмора на широкую публику.  «Да что телеканалы! Даже последняя полоса «Литературной газеты», публиковавшая некогда лучшие произведения советских сатириков и юмористов, сдала свои позиции. Вот как вспоминал бывший заместитель главного редактора Юрий Изюмов о 16-й полосе «Литературной газеты»: «Страница эта бывала более или менее удачной, но всегда остроумной, часто смешной, иногда парадоксальной. Но никогда пошлой, плоской, примитивной. Чем отличался юмор 16-й полосы? Он прочно удерживал две высоты: высокую интеллигентность и высокий уровень вкуса».

К сожалению, нынешние редакторы клуба «12 стульев», на мой взгляд, вот уже несколько лет подряд превращают последнюю полосу «Литературки» в образец пошлости и примитивизма. Остались единицы избранных авторов, которые кочуют из номера в номер. Так, несколько лет подряд «Литературка» публикует только одного пародиста – Евгения Минина, гражданина Израиля, будто в России нет достойных авторов, пишущих в жанре пародии».
Этот пассаж я прокомме6нтировал стихотворным вопросом к главному редактору ЛГ:

Мой вопрос к Максиму Замшеву наивен,
Я спрошу, на Тель-Авив косясь:
Почему из пародистов — только Минин?
Где Пожарский – или прочий князь?

Но Олег Захаров добивает примерами: «А чего стоит бесконечная серия «маразмиад» Ильи Журбинского (гражданина США, на минуточку!). Вот одна из них – «Маразмиада светлововеда», опубликованная в сентябре 2022 года, когда на Донбассе уже шла специальная военная операция: «Отряд не заметил потери бойца. / Боец не заметил потери яйца». Это не просто пошлость, возведенная в высшую степень. Песня «Гренада», откуда вырвана первая строка «маразмиады», в феврале 1945 года была гимном узников концлагеря «Маутхаузен» в Австрии. Советские военнопленные организовали побег из этого концлагеря, но, к сожалению, оказались в роли загнанных зверей в окружающих лесах и в основном погибли от рук местных жителей и нацистов. О чем думали автор и те, кто дал добро на публикацию этого текста в «Литературной газете»? Или это сознательная провокация? Впрочем, тексты некоторых сегодняшних авторов клуба «12 стульев», по-моему, тоже недалеко ушли по своему уровню от подобных «маразмиад».

Когда я поделился с главным редактором «Литературки» своими невеселыми соображениями по поводу нынешнего содержания последней страницы, то получил обескураживающий ответ: «Я считаю, у нас сейчас лучшая полоса юмора за многие годы». Что называется, приплыли! Комментарии, пожалуй, излишни».

Нет, я прокомментирую.  В рыночные года беспардонной приватизации, коммерческой и редакторкой, полного отсутствия общественно-творческого контроля сузились ещё и сами каналы писательских публикаций любых жанров, в том числе и тех, которые представлены на фестивале «Русский смех». Я много лет курировал полосу «Ревизор» в прежней «Литературной России», менялись заведующие и подходы (последний был покойный Витя Коклюшкин), но полоса неизменно выходила. Сегодня ЛР пытаются возродить, но где такая полоса? Помню, я печатал пародии в журнале «Москва», где при члене редколлегии Сергее Смирнове – известном авторе сатирических стихов и песен был юмористический раздел. А сегодня всё отдано на ТВ — «Комеди-клаб» и неведомым стендаперам с юмором ниже пояса или печатным уголкам еврейского юмора. Мне кажется, что настала пора вспомнить: фестиваль носит имя одного из своих основателей — блестящего пародиста Евгения Нефёдова (1946-2010).  В своё время Женя организовал и сам возглавил творческую секцию сатиры и юмора в Союзе писателей России. Надо возродить такой Совет в ряду других творческих подразделений СП, привлекать к этому молодёжь, вспоминая уроки незабвенного Героя Социалистического труда и русского слова Егора Исаева, который повторял: «Писать надо – серьёзно, но без перехмура».

Вот и задача фестиваля – поощрять тех, кто может общаться с народом, говорить о самых серьёзных или житейских вещах легко, «без перехмура», нести свет и улыбку в зал. Кто-то сморозил на подведении итогов фестиваля: песни, мол — вообще не для фестиваля «Русский смех». А кто провёл градацию – вымученные остроты и какие-то заумные штучки – для фестиваля? Даже некоторые постоянные гости-лауреаты читали длинную вереницу миниатюр — аплодисменты всё жиже, а они читают «в рамках фестиваля».

А вот звучит песня или частушка – и зал откликается, улыбается, тем более, что в большом зале Дворца культуры, как обычно, много пожилой, но общественно активной публики. Как они расцвели при авторских песнях заслуженной артистки России и поэтессы Татьяны Ветровой, которая была готова выдержать регламент, но спела и третью песню по просьбе зала, а у нас некоторые то чисто детские стихи взрослому залу, то назидательно бытовые вирши по нескольку минут вымучивали.  Наоборот, мы с Ниной Поповой, открывавшей гала-концерт как заместитель председателя Союза писателей России (а председатель Николай Иванов – был у нас принят в почётные члены с повязыванием зайцевской косынки), высказались за новые яркие вкрапления – например, есть же танцевальные коллективы – пусть грянут шуточный танец или перепляс с острыми частушками!

Но всё-таки, по общему мнению, несмотря на некоторые шероховатости заключительный концерт, скользя к ударному финалу – удался, как всегда в последние годы — при ведении Вячеслава Карташова. Звучали то лирические, то пламенные строки, которые вошли в первый раздел альманаха «Смех – наше оружие», которые касались и Украины, и российской непростой действительности.  Вот воронежец Михаил Вахтин – «Стольник» с эхом из Лермонтова:

Краснеет стольник одинокий
У старой бабки в кошельке,
А дома полкило перловки
И таз под дыркой в потолке…

Вдобавок выросла квартплата,
Но в голове всё тот же штамп,
И бабка вновь ругает НАТО,
Как будто бабку грабит Трамп.

Но сегодня даже поведенческие штампы нарушаются, вызывают добродушный смех на житейской почве. Как пошутил обладатель главного приза «Комой в золоте» — нижегородец Евгений Шувалов:

Эмансипация, поверь,
Весьма меняет наши роли.
Стучит соседка ночью в дверь:
— Простите, вам не нужно соли?

Можно цитировать немало остроумных строк, но весь альманах доступен – он выложен на сайте «Русский смех». А хотелось поделиться злободневными мыслями и спорами.

Прочитал в начала выступления четверостишие-вопрос:

*  *  *
«Четырнадцать!» –  раздался возглас.
«Четырнадцать?» — скривился рот.
Подросток. Переходный возраст.
Куда и как он повернёт?

Да, это касается и организационной, и финансовой стороны. Каждый раз оргкомитет до последнего выискивает средства на проведение. Теперь опять – административная реформа, исправление не столь давней дурости: небольшие города и районы сливают в единые округа. Может, административное образование посильней — подставит плечо фестиваля? Особенно 15-му, юбилейному. В зале присутствовали нынешние и бывшие земцы, а вот министра культуры – мы не увидели, увы… Перед концертом участники фестиваля побывали в 14-ти учебных заведениях города и района, выступив перед школьниками 7-11 классов. Почему-то была прервана традиция выступления в профильном техникуме, где преподаёт литературу и родной язык поэтесса Алёна Калинина.
Итак, три часа большой и полный сначала зал ДК был захвачен тёплым общением с лучшими из лучших участников фестиваля, выбранных из 47 претендентов 10-ти регионов России. Весёлыми наградами фестиваля — статуэтками зайцев — были удостоены:

Косой в золоте— Евгений Шувалов (Н. Новгород);
Косой в серебре — Владимир Кузьмичёв (Уфа);
Косой в бронзе — Диана Кан (Оренбург).

Награду «Звезда фестиваля» вручили: Татьяне Кормилицыной (Н. Новгород— Москва), Владимиру Митрофанову (Балахна-Москва) и Инне Кожевниковой (Зеленоград-Москва).

Награду «Гордость фестиваля» получили: Александр Бобров (Москва); Михаил Песин (Н. Новгород); Владимир Скворцов (Санкт-Петербург); Александр Ковалёв (Санкт-Петербург) и Николай Симонов (Н. Новгород).
Специальными призами «Золотой голос фестиваля» удостоены заслуженная артистка России Татьяна Ветрова (Москва) и Вера Караванова (Н. Новгород).

Всех выступивших и награждённых на сцене президентом фестиваля Олегом Рябовым не перечислить, но повторяю, читайте сайт. Я предлагаю там ещё вывесить стихи Вадима Забабашкина из Владимира, который благодарит в первую очередь всех женщин, вложивших душу и профессионализм в чёткую организацию фестиваля, особенно — заведующую Центра писателей Маргариту Шувалову и специалиста Центра Ольгу Косову, а также Марину Захарову.

Прочитано Забабашкиным в селе Безводное, в гостинице «Дядя Ваня» над Волгой.

Друзья, надеюсь из пустого
В порожнее я тут не лью,
Но так скажу: «Люблю я Кстово
И Русский смех его люблю!
Прошу не славы, не успеха,
А одного лишь у судьбы:
Побольше русского бы смеха,
А русских слёз поменьше бы»…

Александр Бобров, «Росписатель» от 19 ноября 2023 года.

admin3
Оцените автора
русский смех
Добавить комментарий