ВОДА В РЕШЕТЕ

Издание «Росписатель» от 08 декабря 2022 года
Александр БОБРОВ, член Оргкомитета фестиваля «Русский смех», секретарь Союза писателей России.

13-й фестиваль «Русский смех» и 17 тем минкульта

Открыть статью на сайте издания

Нынешнее время – переломное, чреватое изменениями не только на украинской передовой, но и на российском культурно-информационном фронте. Такое ведь прежде и представить было невозможно: дамы из министерства культуры вдруг определили 17 приоритетных тем государственной финансовой поддержки кинопроизводства на 2023 год. «Мы публикуем перечень тем до начала конкурсов на финансирование производства и надеемся, что кинематографисты при разработке проектов будут учитывать приоритеты господдержки кинопроизводства. Министерство культуры продолжает поддерживать такие важные для общества темы, как защита семейных ценностей, патриотическое воспитание, сохранение традиций регионов России, успехи отечественной науки, популяризация профессии инженера и учителя. В современных реалиях мы считаем необходимым сделать акцент также на противодействии попыткам фальсификации истории и современным проявлениям идеологии нацизма, говорить о героизме и самоотверженности российских воинов в ходе спецоперации, работе фронтовых бригад и волонтеров», — разразилась патриотической тирадой министр культуры Ольга Любимова.

Ну, как водится, список тем был сделан чиновницами поспешно (в декабре уже заявки принимать!) и топорно. Моя третьекурсница Анастасия Соседенко написала заметку: «Недавно на официальном сайте Министерства культуры нашей страны был опубликован список тем, которые будут основными в отечественном кинематографе в ближайшие годы. В целом их можно описать одним словом – патриотизм. И это ни в коем случае не плохо, поскольку патриотического воспитания в нашей стране, к сожалению, сейчас не хватает. Тем не менее, в одном из пунктов этого списка указано такое словосочетание, как «деградация Европы». Эта фраза явно носит негативную оценку. Во многом это связано с существованием стереотипа о «загнивающем Западе», а в данном случае – о «загнивающей Европе». И учитывая нынешнюю общественную-политическую ситуацию, такой подход к обозначению дальнейшей тематики кинематографа вполне объясним. Здесь мы ярко видим принцип «свой-чужой»: у нас хорошо, а там – плохо».
Эта «деградация Европы» царапнула не только будущую журналистку, но и меня, опытного литератора, который пришёл в недоумение от формулировки странного 14-го пункта: «Нео-колониальная политика стран англо-саксонского мира. Деградация Европы. Формирование многополярного мира». Эта безглагольная абракадабра рождает вопросы: так что делать – обличать или воспевать, анализировать или бичевать? И почему только «англо-саксонского мира», а как быть с романским? К тому же сразу вспомнились пророческие стихи Юрия Кузнецова аж 1979 года, когда никакого загнивания не предвиделось:

Только русская память легка мне 
И полна как водой решето. 
Но чужие священные камни, 
роме нас, не оплачет никто… 

Да, русская доля — доносить воду в решете и не только злорадствовать, но и оплакивать! А вот 16-й пункт – «Фильмы о подростках. Формирование жизненных ценностей и ориентиров на этапе взросления. Дезориентация в общественном пространстве, перенасыщение информации, формирование собственного мышления». Наверное, перенасыщение информацией (чем, а не чего)? И информация сама по себе не виновата, и формирование собственного мышления – ни о чём не говорит: своё мышление есть у любого индивида – от дегенерата до предателя. Хотели о чём-то другом сказать, да не вышло… Но при всей поспешности этого сумбурного документа он всё-таки – шаг в нужном направлении, хоть какой-то официальный ориентир. Даже возникла мысль: а почему нечто подобное не сделал департамент книгоиздания в министерстве цифрового развития, при котором создан экспертный совет из тех, кто и в минувшие годы был обласкан Роспечатью. У ведомства и любезных общественников Владимира Григорьева какие приоритеты при отборе книг на гранты, для издательской программы минцифры? Этот запрос ведь формируется жизнью, обсуждается в высоких кабинетах, в речах Владимира Путина с трибун и даже в конкретных указах президента. Да и просто — носится в воздухе.

Все участники фестиваля «Русский смех 2022» на сцене ДК нефтехимиков г. Кстово

Во вступлении к альманаху «Русский смех-2022» неизменный председатель оргкомитета Кстовского фестиваля Олег Захаров поведал о сомнениях, которые терзали устроителей: уместно ли он будет именно в эти дни, когда на территории России и Украины идут боевые действия, гибнут наши ребята? Вообще, до смеха ли сейчас, да ещё фестиваль получается 13-м по счёту. «но вспомнили слова Евгения Нефёдова, чьё имя носит праздник смеха, сказанные им буквально за несколько дней до того, как его не стало: «Русский смех – это смех сквозь слёзы, это умение улыбнуться, когда тяжело, умение подтрунивать над самим собой, умение выпрямиться и расхохотаться в лицо обидчику или обстоятельствам, которые тебя унижают». Сомнений – не осталось – «Русский смех» уместен и нужен. Причём, нужен именно сейчас, когда тяжело». Пандемия перечеркнула и два фестиваля, и приезд нижегородцев в Москву на вечер юмора в ЦДЛ. Дальше уже нельзя было откладывать – и традиция прерывается, и зрители отвыкают от теплых встреч в студёную пору. Тем более, что участники фестиваля не ограничиваются праздничным вечером, а сразу, после раннего поезда, отправляются на выступления в 13 школ и учебных заведений. Так что – кругом тринадцать.

И уходит в заволжскую даль, 
Возвращаясь, как долгое эхо, 
Наш тринадцатый фестиваль, 
Наша чёртова порция смеха… 

И как всегда – споры, какими должны быть эти порции, в какой пропорции? Характерный спор разгорелся странице в ВК о фестивале «Русский смех — 2022». Один из идейных пользователей с убеждениями задал вопрос организатору фестиваля, главному редактору газеты «Земляки», поэту-пародисту Олегу Захарову:

— Олег, опять общественно-важная, политическая тема (сейчас — о ситуации на Украине) будет за рамками фестиваля?

Вместо спокойного ответа Олег Захаров слегка завёлся:

— Вот что мне интересно. 7 декабря в ДК «Нефтяник» балет Марийского театра «Лебединое озеро». Ты спросил у них, почему они не танцуют балет «Каховская ГЭС»? А 1 ноября в ДКН был спектакль «Укрощение строптивой». Ты спросил у организаторов, почему они вместо этого не показывали спектакль «Укрощение Зеленского»? Можно продолжать бесконечно. Ты у них ни о чем таком не спрашивал и не собираешься. Иди посмотри афишу ДКН и попробуй их всех заточить под ситуацию на Украине. Или слабо?».

Пользователь подвёл черту: «У меня сложилось впечатление, что Олег Захаров, как та «мамаша», очень ревниво относится к тому, кто и что говорит о его «ребенке». Аксиома: самолюбивые литераторы очень самолюбивы. Не терпят мнений, отличных от их собственного. Классику в ДКН, о которой написал Олег Захаров, не надо привязывать к сегодняшним событиям. Её в тему войны вписывать сложнее, чем сатиру и иронию. Которые как раз и нужны и важны на фронте».

Можно согласиться и даже вспомнить начало великой поэмы «Василий Тёркин» — от автора:

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.


«Немудрой», то есть не какой-то изысканной, политически заточенной, утверждённой Главпуром, а житейской, человеческой, порой солёной, но поднимающей настроение.

Хотя, когда я листал любовно составленный и свёрстанный Геннадием Щегловым альманах «Русский смех-2022», невольно искал хоть слабого эха украинских событий, сатиры на какой-нибудь Верхний Ларс или предательство либеральной интеллигенции. Увы… Вспомнил о выступлении поэта Семена Пегова в Думе. Военкор на костылях говорил горячо: «Еще хотелось бы отметить, чего действительно не хватает на фронте. Включаешь украинское радио, там куча песен, которые одна за одной духоподъемные и так далее, и так далее. У нас ничего этого нет. И армия воюет не просто вслепую, а с голой душой. Есть Юлия Чичерина, есть другие прекрасные исполнители, которые ездят на фронт. Но это все частная инициатива, а нужно серьезное масштабное наше культурное наступление». Да, такого культурного наступления по всему фронту – нет, и минкульт его не может организовать.

Ну, и наши барды в Кстове пели симпатичные песни, каламбурили: «Хорошо тому живётся, у кого большой живот», как Алексей Мызгин (Уфа), получивший «Золотой микрофон», или приятный молодой дуэт Елена Албул и Марат Еналиев, которые спели про укулеле — маленькую гавайскую четырёхструнную разновидность гитары, а потом игровую песню про тирамису – занятно, но понятно, какого рода эти песенки. А вот лауреат прошлых лет Владимир Митрофанов, который умел своими сатирическими песнями заставить и посмеяться, и задуматься, почему-то ограничился костюмированной беззубой пародией…

Так что и впрямь какое-то двойственное отношение остаётся, хотя главный концерт, судя по смеху и овациям – удался. Но я уже писал: вот хочешь представить лауреатов и трудно порой процитировать что-то безусловно убедительное и блестящее. Итак…

Приз зрительских симпатий:
Татьяна Кормилицына (Москва), Юрий Викторов (Москва), Сергей Белоключевский (Саранск), Вера Караванова (Нижний Новгород), Евгений Шувалов (Нижний Новгород). Четверостишия последнего отточены и актуальны:

*   *   *
Со своим уставом, вроде, 
в монастырь чужой не ходим. 
Мы туда сегодня прём 
со своим монастырём. 

Звание Звезда фестиваля «Русский смех» 2022 получили:
Александр Кукушкин (Челябинская область), который написал на меня грубоватую пародию, Станислав Овечкин (Москва), Владимир Кузьмичев (Уфа) – мастер бытовых остроумных наблюдений:

ПРО КЭШБЭК
То, что «кэшбэком» все зовут сейчас –
Процесс ещё советского разлива.
Я получал монеты всякий раз,
Когда сдавал бутылки из-под пива.

Главные награды вручал президент фестиваля, с кем начинали мы пятнадцать лет назад первый фестиваль – Олег Рябов.

«Косой в золоте» – его по праву получил участник всех тринадцати фестивалей Николай Симонов (Нижний Новгород), который отметил свой 70-летний юбилей объёмистым томом пародий и подражаний. Со сцены он прочитал  
  
ПОДРАЖАНИЕ МАЯКОВСКОМУ
Байден-сын к отцу пришёл
И вопрос отгрохал:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»…

И сказал отец: «Ужо,
В новую эпоху
Сын, для Штатов всё гожо,
Что для русских плохо.

Слышится тут лукавый сормовский говорок и простонародной словцо «гожо» (годится) – ложится.

«Косой в серебре» – его принял:
Вячеслав Карташов (Нижний Новгород), — неизменный и находчивый ведущий наших вечеров, который и сам может сорвать аплодисменты.

МОДА
Мода сводит наш мир с ума –
Бедствию этому нет предела.
Всех и вся превзошла цена:
Драные джинсы дороже целых.

«Косой в бронзе» достался Ольге Косовой (Кстово), которая порой вспоминает учительский опыт и не разделяет горячих поздравлений с 1 сентября:

Учитель вышел на работу
Пахать без устали весь год.
Мы ж лошадей не поздравляем
С началом полевых работ.

Полевые работы у бескорыстных русских литераторов – не кончаются, ну и гастролёры возвращаются подзаработать, выдавая себя за патриотов. Например, было одно несмешное совпадение: В пятницу, 2 декабря, когда нас встречала библиотека им. Пушкина и учебные заведения района, где мы с коллегами проводили бесплатно большой вечер юмора в рабочем городе Кстово в ДК «Нефтехимик», и нас провожал горячими аплодисментами полный благодарный зал, Гришковец собрал своих поклонников в театральном центре «На Страстном» в Москве. Билеты 2 000 – 5 000 ₽. Вспомнилось, как тот же минкульт призвал общественность бить предателей и злопыхателей рублём, а можно пятитысячными купюрами?

Напомню, что после 25 февраля успешный писатель-гастролёр Евгений Гришковец рванул в Грецию — свободную страну от нашего маразма и войны с фашизмом (а он сам после трагедии в Одессе писал, что на Украине — победил фашизм!). Гришковец громко причитал и горевал в сетях, сочувствовал Харькову и Чернигову, пока не кончились бабки. Вернулся через Стамбул. Не кается, не пересматривает взгляды, а просто: ищет твёрдую почву для заработка, для самооправдания. Гришковец: «Мне только в этом году удалось сформулировать для самого себя понятие патриотизма. Оно оказалось на удивление простым: нужен кому-то в этой стране — патриот…». Под нехитрую прагматичную теорию ему сразу выделили хорошие залы, дали возможность снова зашибать бабло.  Его монологи-эстрадные концерты продолжатся, а ведь сколько раз звучало в Думе и в эфире: сбежавшие должны почувствовать и осознать, когда вернутся…  Родина простила? А кто эту родину спрашивал? Чиновники от культуры, которые призывают бить рублём предателей — дали добро. Кому-то – всё дозволено. Как написал питерский поэт Владимир Скворцов:

*   *   *
Какой восторг! Я жил в России дважды:
мне в первой жизни было всё нельзя,
а во второй я осознал однажды:
теперь всё можно!
Но не для меня…

Конечно, всё можно для Улицкой с Гришковцом и их покровителей. И нет у них никаких комплексов или угрызений совести: уместно ли? А нам остаётся носить воду решетом.

Причём, некоторые анонимы на сайте ещё фыркают; участники не те, завсегдатаи надоели, нет новых шедевров. На это Олег Захаров ответил: «А вообще, надо понимать, что главное на фестивале — не гала-концерт в ДКН, а выступления авторов в школьных и студенческих аудиториях. Именно ЭТО ГЛАВНОЕ! Гала-концерт в ДКН — это всего лишь побочный эффект (!) для зрителей и исполнителей. Вы хотите, чтобы бесплатно Вас каждый год развлекали новые певцы и чтецы? Так не бывает. За такое вообще-то платят, покупая билеты. Но у нас именно фестиваль для школьников и студентов, а не платный концерт для любителей новенького. Вы просто не по адресу».
Но товарищ – не унимался и выступил со странным обобщением-самолюбованием: «Каким будет новый Фестиваль? На предыдущий Фестиваль «Русский смех — 2019» я попросил (?!) приехать председателя Союза писателей России Николая Иванова, так как считал пошлость, которая присутствовала на предыдущих фестивалях, неприемлемой, опускавшей русскую ироническую литературу вместо ее подъема. Посмотрим, как будет выглядеть Фестиваль после приезда к нам в Кстово Николая Иванова».

Это и впрямь смешно: думать, что председатель даст команду: «Поднять уровень!». И всё по волшебству переменится, коль приехавшего перед ковидным перерывом Николая Иванова избрали почётным председателем фестиваля. Слава Богу, что нашли силы, средства и – провели, продлили традицию!

admin3
Оцените автора
русский смех
Добавить комментарий